Цифровой контур

В Чувашской Республике работы по внедрению информационных технологий в деятельность медицинских организаций начаты в рамках реализации Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи на 2003-2010 годы. Прежде всего, это позволило создать единую корпоративную медицинскую сеть с обеспечением стандартов безопасности информационного обмена, а также внедрить во всех медицинских организациях унифицированное программное обеспечение.

Автоматизировано более 10 тыс. рабочих мест медицинских работников. Обеспечен 100%-ый охват отрасли высокоскоростным Интернетом. К региональной защищенной сети передачи данных подключено 428 структурных подразделений (100% от общего количества).

Региональный сегмент Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в Чувашской Республике представлен «Республиканской медицинской информационной системой» (РМИС), которая функционирует с 2012 года.

Ключевые функции, реализованные в РМИС и использующиеся медицинскими работниками: электронная медицинская карта, электронная регистратура, персонифицированный учет лекарственных препаратов, льготное лекарственное обеспечение и др.

РМИС интегрирована с информационными системами Территориального фонда обязательного медицинского страхования, Федерального фонда социального страхования, Бюро медико-социальной экспертизы, Пенсионного фонда России.

Медицинские организации, ведущие амбулаторно-поликлинический приём и юридические лица, имеющие круглосуточные стационары, ведут электронную медицинскую карту, что позволяет повысить эффективность работы в медицинских организациях за счёт повышения качества диагностики и лечения.

Создано 1 235 тыс. уникальных электронных медицинских карт, что составляет 100% от населения республики.

Расписания приемов медицинских специалистов и запись на прием к врачу осуществляется в электронном виде в подсистеме «Электронная регистратура». С 1 января 2008 г., с момента внедрения подсистемы, в электронном виде на прием к врачам записались более 22 млн. чел. В 2018 году осуществлено 3 359 107 записей, в том числе с использованием сети Интернет 927 608, что составляет 28 % от общего количества записавшихся на прием к врачу.

В медицинских организациях активно используется модуль «Льготное лекарственное обеспечение», обеспечивающее осуществление выписки льготных рецептов, управление товарными запасами и контроль реализации программ льготного лекарственного обеспечения.

Автоматизированы все этапы лабораторных исследований: первичная регистрация пациентов, формирование заказов на проведение исследований, штрихкодирование первичных проб пациентов, работу с медицинскими анализаторами, получение итоговых результатов исследований, учет оказываемых лабораторией медицинских услуг и полученных денежных средств.

Во всех подстанциях скорой медицинской помощи внедрена подсистема «Единая диспетчерская служба скорой медицинской помощи», которая предназначена для обеспечения оказания населению республики качественной и своевременной медицинской помощи на догоспитальном этапе независимо от географического расположения и устранение барьера в доступности, объеме и качестве оказания скорой медицинской помощи. 100% санитарного транспорта оснащены системой ГЛОНАСС.

На базе республиканских больниц созданы телемедицинские центры по соответствующим клиническим профилям, на базе межрайонных, городских и центральных районных больниц телемедицинские пункты.

Телемедицинские консультации регионального уровня проводятся по направлениям онкология, кардиология, педиатрия, хирургия в формате «врач-врач».

Успешно используется «Региональная телемедицинская информационная система Минздрава России» от Всероссийского центра медицины катастроф «Защита», которая развернута в медицинских организациях. К системе подключены все медицинские организации и их структурные подразделения, частные клиники и Федеральные центры, территориально расположенные в Чувашской Республике. Произведено подключение медицинских организаций к Федеральной телемедицинской системе.

Функционирует «Центральный архив медицинских изображений», который  автоматизирует функции хранения, передачи и оперативного обмена медицинских изображений между медицинскими организациями. Основной целью подсистемы «Центральный архив медицинских изображений» является повышение эффективности работы в медицинских организациях республики за счет повышения качества диагностики.

    Дальнейшее развитие информатизации здравоохранения будет продолжено в рамках Национального проекта «Здравоохранение» путем создания Единого цифрового контура здравоохранения  и организации механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций.

Разработан региональный проект Чувашской Республики «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».

Целью регионального проекта является повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Чувашской Республики за счет создания единого цифрового контура здравоохранения и организации механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в 2022 году, реализации электронных услуг (сервисов) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), доступных для всех граждан Российской Федерации к 2024 году.

    Определены и задачи проекта.

  1. Жители Чувашской Республики используют услуги и сервисы в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций.

В 2019 году не менее 38,83 тыс. жителей, а к концу 2024 года не менее 293,38 тыс. жителей республики используют услуги Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций, в котором доступны услуги и сервисы:

  • запись на прием к врачу (вызов врача на дом);
  • прохождение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • получение информации о прикреплении к медицинской организации;
  • получение сведений о полисе ОМС и страховой медицинской организации;
  • получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости;
  • доступ к электронным медицинским документам;
  • оценка удовлетворённости граждан качеством работы медицинских организаций.
  1. 100% государственных медицинских организаций, в которых организовано не менее 7866 автоматизированных рабочих мест, используют медицинские информационные системы, соответствующие требованиям Минздрава России, и обеспечивают информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ.

С 2019 по 2021 годы будут поэтапно осуществлены закупки и ввод в эксплуатацию информационно-коммуникационного оборудования в государственных медицинских организаций, включая их структурные подразделения (в том числе ФАП и ФП, подключенные к сети «Интернет»).

К 2022 году будут проведены работы по модернизации и развитию медицинских информационных систем, эксплуатирующихся в государственных медицинских организациях на соответствие требованиям, утвержденным Минздравом России.

  1. В Чувашской Республике реализована Республиканская медицинская информационная система, соответствующая требованиям Минздрава России, подключенная к ЕГИСЗ.

    Функционирует региональная защищенная сеть передачи данных, которая подключена к защищенной сети передачи данных ЕГИСЗ.

    Республиканская медицинская информационная система включает, в том числе централизованные системы (подсистемы):

    управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации);

    управление льготным лекарственным обеспечением;

    управление потоками пациентов;

    ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов;

    телемедицинские консультации;

    лабораторные исследования;

    центральный архив медицинских изображений;

    организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями;

    организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями;

    организация оказания медицинской помощи по профилям «Акушерство и гинекология» и «Неонатология» (мониторинг беременных);

    организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры).

  1. Государственные медицинские организации обеспечивают межведомственное электронное взаимодействие, в том числе с учреждениями медико-социальной экспертизы.

К 2022 году 90% государственных медицинских организаций обеспечивают межведомственное электронное взаимодействие, в том числе с учреждениями медико-социальной экспертизы (обмен документами для установления инвалидности без очного обращения граждан в учреждения медико-социальной экспертизы), Фондом социального страхования (передача электронных листков нетрудоспособности), а также с Министерством труда и социального защиты Чувашской Республики при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе о назначенных и оказанных мерах социальной поддержки гражданам.

Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и внедрение цифровых технологий и платформенных решений позволит повысить качество предоставляемых услуг, тем самым позволит повысить продолжительность жизни населения республики и страны в целом.